Рекомендации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №14"

Камышловского городского округа

     

Рекомендации

 

      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

 

Педагогическая разработка плана игры

     Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков – не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка

     План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Распределение ролей

     При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель должен стремиться удовлетворять игровые потребности детей, т. е. дать каждому желаемую роль, предложить очередность разыгрывания ролей с разной степенью активности, найти возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, давая возможность через роль проявить свои личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли – это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».

Создание воображаемой ситуации

     Чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например, в начале игры распределить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволит задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения. Такие дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Чтобы помочь ребенку войти в игровую ситуацию необходимо, чтобы игра захватила детское воображение, принесла ему радость творчества.

 

Условия сохранения у детей стойкого интереса к игре

     Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре:

1.                  Взрослый – организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию ( в военизированных играх четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении и др.) Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2.                  Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых  игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться  обыгрывать любое дело детского коллектива.

3.                  Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4.                  В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры  или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5.                  В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

 

Завершение игры

     Игра всегда рассчитывается педагогом на определенный промежуток времени, в течении которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог должен заранее наметить предполагаемую концовку. Нужно позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

§     Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

§     Предоставить каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы.

§     Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

§     Формировать умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

§     Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-ролевой игры: предметные действия «понарошку».

§     Опираться на интересы каждого из детей, развертывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т. д.), использовать мотивы знакомых сказок.

§     Подводить ребенка к пониманию к той или иной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофером, доктором и т. д.)

§     Формировать у ребенка умения использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители.

§     Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

§     Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки, выполнять роль за себя и игрушку.

§     Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнера.

§     Вызывать у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

§     Постоянно использовать разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

§     Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребенка.

§     Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль.

§     Поощрять самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

§     В случае необходимости помогать ребенку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

§     Делать существенный акцент на ролевом диалоге.

§     Включаться в совместную игру в качестве партнера.

§     В ходе игры не придерживаться жесткого плана, а импровизировать, принимая предложения партнера-ребенка относительно дальнейших событий.

§     Учить развертывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнеров.

§     Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развертывания интересного сюжета.

§     Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

§     Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребенка от ролевого взаимодействия.

§     Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (СТАРШИЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ).

 

§     Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передачи характеров исполняемого персонажа.

§     Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

§     Дать возможность свободного выбора ребенком выбора игры, соответствующего его интересам.

§     Поощрять детскую инициативу.

§     Подключаться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, вводить в игру роль из другого смыслового контекста (это заставит детей развернуть сюжет в новом направлении).

§     Способствовать развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

§     Поощрять стремление ребенка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

§     Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

§     Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

§     Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

§     Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты, использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

§     Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

§     Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

§     Постепенно формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

§     Поддерживать интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы и участвуя вместе с детьми.

 

Игровая деятельность с пуговицами

Игровая деятельность с мамой и папой

"Идём в детский сад"

"Что делать, если ребёнок не говорит!"

Пение, как метод всестороннего развития ребёнка

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию!


Музыкальное занятие в детском саду

 

ПЕРВЫЕ ДНИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

КАК СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ РЕБЁНКА

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ?

Дата последнего обновления страницы 27.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения