Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №14"

Камышловского городского округа

     

 

Робототехника

 

Формирование инженерного мышления у дошкольников 

Инженерное образование сегодня – один из приоритетных направлений в образовательной системе, отражающий необходимость кадрового обеспечения промышленности в нашей стране.

Профессиональной ориентацией детей начинают заниматься ещё в дошкольной ступени образования, формируя первичные представления о профессиях в нашем мире. Начиная с простых сюжетных игр, ребёнок проникает во взрослую жизнь, примеряя на себя роль «учителя, продавца, машиниста, доктора» и т. п.

Мир не стоит на месте и требования с интересом детей растут вместе с прогрессом. Инновации не только нас окружают в предметном мире, но также они становятся частью развития дошкольников в образовании и воспитании.

Дошкольное образование поставило перед собой задачу – сформировать инженерное мышление у ребёнка. То есть воспитать личность с творческим и креативным мышлением, способную ориентироваться в области технической оснащённости.

В результате чего стали создаваться условия для расширения социализации ребёнка в социуме, демонстрируя свои достижения, тем самым закладывая истоки работы, направленной на продвижение профессий инженерно-технической направленности, востребованных в нашей стране.

Государство поставило перед нами такую цель не так давно, но результаты работы уже видны в образовательном процессе.

Какими же средствами пользуется дошкольное образование при формировании инженерного мышления у дошкольников?

Существует в мире большое разнообразие образовательных продуктов, которые предлагают компании всего мира.

Продукт одной из лидирующих в мире компаний по производству детских игрушек – конструктор LEGO. Компания предлагает целую серию образовательных наборов под названием LEGO Education (обучающее лего).

Уникальность наборов данной компании заключается в том, что все игрушки имеют разные направленности, и они призваны познакомить детей с особенностями сборки различных моделей, механикой, физикой, робототехникой.

Использование образовательных технологий уже стало стандартом в образовании (детском саду).

Внедряя леготехнологию в образовательный процесс, увлекаешься сам. Ну, а детей, вообще даже не стоит уговаривать, они с огромным интересом окунаются в мир лего.

Один из конструкторов - «ПервоРобот WeDo» - знакомит детей с основами робототехники. Это эффективное образовательное решение для изучения технических навыков.

При работе с таким конструктором ребёнок познаёт окружающий мир в ходе занимательной игры, направленной на разработку, создание нового, надёжной безопасной модели, что и является инженерным мышлением, которое мы развиваем в наших детях.

При работе со старшими дошкольниками, по робототехнике. Начинаешь понимать, как разносторонне начинает видеть мир ребёнок, как он начинает развиваться во всех областях, представляя свои достижения в социуме.

Кроме того, применение конструктора способствует развитию речи детей. Проблема развития речи является одной из актуальных, потому что связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

Чем же конструктор WeDo полезен в развитии речи детей?

Педагоги мира, отмечают высокую мотивацию детей в образовательной деятельности. Дети совершенствуют свои языковые навыки, придумывая историю к своим моделям в трёх этапах: тема (название), сюжет, концовка. А также обсуждая, ведя диалог в паре, формируют у себя коммуникативные навыки, работая в парах.

Ещё важным преимуществом робототехники в дошкольном образовании является развитие пространственных и математических представлений в процессе конструирования. Дети начинают считать количество шипов у деталей, находя необходимую, среди остальных. Создавая модель, дети вынуждены ориентироваться в пространстве, определяя направление механизмов, движения модели.

Также следует отметить, что WeDo является эффективным в мотивации детей, позволяя привнести цифровые технологии в образовательный процесс. Дети знакомятся с азами программирования, что позволяет регулировать движение модели. Ну и, конечно же, WeDo – идеальный инструмент для проектной деятельности, так данный набор позволяет объединить различные области, формируя целостное видение картины окружающего мира. В своей проектной деятельности по робототехнике, совместно со своей коллегой, были реализованы проекты: «канатная дорога» и «железная дорога – моя любимая игрушка», которые в себя включили интеграцию видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, двигательной.

Работая с WeDo наблюдается у дошкольников развитие навыков совместной работы – умение распределять обязанности, планировать свои действия в соответствии с общим замыслом, добиваться результатов, анализировать ошибки и устранять их.

Работая в данном направлении, идёт преемственность детского сада и школы. Переходя в школу, дети продолжают знакомиться с робототехникой, уже участвуя во всероссийских и мировых соревнованиях.

Также следует отметить наличие универсальной методики проведения занятий с применением WeDo.

Обучение с LEGO Education всегда состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.

Установление взаимосвязей - учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. Побуждение дошкольников к обсуждению темы занятия.

Конструирование базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. Также специально можно отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

Рефлексия - обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. Дошкольники исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, оценивая возможности модели, придумывают сюжеты, задействуют в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений детей.

Развитие - включение идеи  в занятие по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Данная методика применима для любого возраста и изменяться будет, только сложность задач.

И последнее, что следует отметить, это потребность в методической литературе для педагогов, реализующих программу робототехники в дошкольном образовании. В настоящее время в своей педагогической деятельности использую личные разработки занятий или пользуюсь опытом своих коллег. Надеюсь, в ближайшее время появятся новинки в методических разработках для педагогов и дошкольников в робототехнике.

 

Кузнецова Екатерина Петровна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 14» КГО

Список используемой литературы:

1.     Книга для учителя ПервоРобот WeDo

2.     Каталог LEGO Education 2017

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"